|
Происхождение названия
О происхождении этого названия на данный момент существуют две версии. Первая из них — Kangara Rags (Мыс Кангара) (в латышской мифологии — дух предательства, который перессорил латышские племена). В месте, где находится Кенгарагс, существовал мыс и ниже по течению реки находилось множество островов. По преданию, именно здесь некогда находился «Храм Вершителя Судеб — Перконса (Перуна)», и название было дано после того, как епископ Альберт разрушил этот храм и на эти земли обрушилось много несчастий. Вторая же версия говорит о том, что название мысу и месту было дано от некогда проживавшего здесь в старинные времена рыбака по прозвищу Kenga, что в переводе с ливского языка означает «туфля, ботинок». [править] История
Кенгарагс как населённый пункт упоминается ещё в XVII веке*. При осаде Риги во время похода русского царя Алексея Михайловича в 1656 году здесь располагались русские войска. В то время на территории этих мест жили семьи рыбаков, затем, уже в петровские времена, в Кенгарагсе открываются лесопилки и малые предприятия. Открывается Рижско-Огрский тракт.
В XVIII веке бо́льшей частью земель современного Кенгарагса владело имение Мазъюмправа, и вплоть до середины XX века здесь располагались сельскохозяйственные угодья — луга, хозяйства, пастбища. Тем временем с развитием индустрии стала расширяться Рига. В 1841 году старообрядцами Кузнецовами была открыта известная на всю Россию фарфоро-фаянсовая фабрика Кузнецова, которая также была известна тем, что использовала в продукции голубую глину, добываемую здесь же, в Кенгарагсе. В 1861 году открылась первая на территории Риги Риго-Динабургская железная дорога. Уже во времена независимой Латвии после включения Кенгарагса в состав Риги (1924) посёлку «Кенгерагге» было дано латышское название — «Ķengarags».
*Имеется мнение, что в районе нынешнего Южного моста в начале XIII века была расположена укреплённая мельница братьев Бертольдов (постройка немецких крестоносцев).
Кенгарагс в составе Риги
Раскрути свой сайт легко и быстро.
После включения посёлка в черту города, он был разделен на земельные участки (gruntsgabali), на которых стали строиться семейные дома и садовые участки. Район стал своеобразным садовым пригородом, какими в то время были и другие современные районы. Участки главным образом располагались вдоль двух параллельных улиц — Прушу и Маскавас (в 1938—1946 г.г. — улица Латгалес). После включения Латвии в состав СССР после 1940 года стал расширяться рижский железнодорожный узел и в частности, станция Шкиротава (Сортировочная). На территории Кенгарагса в 40-х годах между улицей Прушу и железной дорогой начали строить рабочий посёлок станции Шкиротава. Первым предприятием, построенным в послевоенное время в Кенгарагсе, была Рижская фабрика музыкальных инструментов (RMIF, 1945).
В связи с миграцией населения появилась необходимость в быстром строительстве коммунальных жилых домов. Первый проект капитальной застройки района появился в 1958 году. В 1962 году была открыта котельная (теплоцентраль), в целом же капитальная застройка происходила в промежутке в 1958 по 1972 годы (см. ниже).
В наши дни на территории бывшей музыкальной фабрики построен жилой комплекс, а между Кенгарагсом и масивом Краста — Южный мост через Даугаву.
[править] Административное деление
Кенгарагс является частью Латгальского предместья Риги и условно разделен на несколько микрорайонов. Это разделение возникло в советское время в процессе проектирования новых жилых кварталов.
Кенгарагс-1 (1962—1965). Комплекс из 7 кварталов жилых домов на берегу Даугавы между ул. Каниера и заводом «Красный Квадрат». Расположены по ул. Маскавас 252, 254, 256, 258, 260, 266, 268. Каждый из этих кварталов представляет собой ансамбль из семи 5-этажных зданий, имеющих внутриквартальный двор, детский сад, а с «фасадной» стороны (ул. Маскавас) — общественные постройки (магазин, службы быта и т. п.)
Кенгарагс-2 (1965—1970). Микрорайон, построенный на месте частично ликвидированной малоэтажной застройки. Начинается возле бывшего кинотеатра «Маскава» (рус. — «Москва»; ныне снесён) и заканчивается магазином «Доле». Граница микрорайона идет по улице Аглонас. Преимущественная застройка — 5-этажные здания, а также башенные 12-этажные дома. Хаотичное расположение домов вдоль Маскавас характеризуется тем, что идеей постройки была ликвидация «деревни» по пути из Рижского района в город. Таким образом, часть старой малоэтажной застройки сохранилась «внутри» кварталов. Например, на ул. Рушану, Малтас и др. О былой славе хозяйств Кенгарагса напонимают расположенные вдоль ул. Маскавас фруктовые деревья (яблони, груши, вишня).
Кенгарагс-2А (1965—1968). Микрорайон, расположенный между улицей Рушану и Маскавас. Начинается у фарфорового завода «Керамика» и заканчивается у ж/д остановки «Яняварты». 5-этажная застройка домами серии «литовский проект» (437-я серия). Имеются также 12-этажные дома. Микрорайон построен на двух типах почвы. Рекультивированная болотная почва — в районе «Яняварты», и луговая — в районе «Фарфорки». Кенгарагс-2Б (1973—1977). Является экспериментальням жилмассивом с 9-этажными зданиями 437-й серии. Построен во время строительства улицы Краста. Более известен как жилмассив Краста. С 70-х годов не является территорией Кенгарагса. Кенгарагс-3А (1945—1962). Бывший микрорайон "Шкиротава", находится между улицами Рушану, Аглонас и Булту. Все дома этого микрорайона строились для работников Латвийской железной дороги, и, в частности, обслуживающих станцию «Шкиротава». Кенгарагс-3Б (1953—1969). Бывший румбульский военный городок. Находится между улицами Расас, Маскавас, Икшкилес, железной дорогой и ул. Булту. Первые дома построены в начале 1950-х годов для офицеров Советской Армии. Затем, по мере расширения румбульской войсковой части, стали строиться 3-5-этажные гражданские дома. Кенгарагс-3В (1968—1972). Микрорайон между улицами Икшкилес и Вишкю. Дома 5-9 этажей. В связи с непосредственной близостью домов к войсковой части, последняя была расформирована в 1977 году, а также был закрыт аэропорт «Румбула».
Улицы
Главные улицы в Кенгарагсе:
* Маскавас (русск. Московская). Самая длинная улица Риги. В 1938 году переименована в улицу Латгалес (Латгальскую). В 1946 году возвращено историческое название. От центра города до торгового центра «Доле» по улице проложена трамвайная линия; * Прушу (русск. Прусская; название получено от Прусского корпуса армии Наполеона Бонапарта[источник не указан 115 дней]); * Рушану; * Саласпилс / Локомотивес; * Аглонас (русск. Аглонская).
Школы
* Рижская 11-я основная школа (Rigas 11.pamatskola) им.Андрея Пумпура. 11-я основная школа им. Андрея Пумпура * 25-я средняя школа (25.vidusskola). * 44-я средняя школа (44.vidusskola) (В настоящее время закрыта.) * 51-я средняя школа (51.vidusskola). * 57-я средняя школа (57.vidusskola) (ныне переехала на Московский форштадт). * 62-я средняя школа (62.vidusskola). * 65-я средняя школа (65.vidusskola). * 72-я средняя школа (72.vidusskola). * 75-я средняя школа (75.vidusskola). * Литовская школа. * Универсальная средняя школа (бывш. 52-я). * Коммерческая гимназия (бывш. 4-я школа продленного дня). * Основная школа и гимназия «Maksima» * Частная школа "Laisma"
* На территории бывшей фабрики «Красный квадрат» расположены корпуса «Балтийской резиновой фабрики» («Baltijas Gumijas Fabrika»), производящей резино-технические изделия и «Балтийской обувной фабрики» («Baltijas Apavu Fabrika»), выпускающей резиновую обувь. * На базе Рижского фарфорового завода работает предприятие «Латэлектрокерамика» (бывшая фарфоровая фабрика Кузнецова).
Зелёные зоны
Это — променад вдоль набережной Даугавы, небольшой парк за корпусами "Квадрата" и два сквера на перекрёстке улиц Маскавас и Прушу (в одном из них установлена неплохая металлическая скульптура советской поры).
Другие объекты
В Кенгарагсе расположен Институт физики твёрдых веществ Латвийского Университета (ул. Кенгарага, 8). В его окрестностях расположен колледж Пожарной безопасности и гражданской обороны.
Из старинных зданий можно вспомнить здание 11-й школы (одно из типовых школьных зданий, построенных по всей Риге в начале XX столетия по проекту Рейнгольда Георга Шмелинга (1840—1917); фотография именно этого здания находится в начале статьи), а также здание полицейского участка на ул. Маскавас, 261 (на балюстраде справа можно заметить надпись старой русской орфографией — кажется, "земская управа").
Торговый центр "Доле" был построен в 1980-х одновременно с другими крупными магазинами в рижских спальных районах.
Возле станции "Шкиротава" устроен небольшой мемориал жертвам сталинских репрессий, вывозившимся отсюда в Сибирь.
Транспорт
Автобусные маршруты:
* № 15 — Югла-3 — Дарзини-2 (Jugla 3 — Dārziņi-2). * № 31 — Югла-3 — ул. Улброкас — Дарзини-2(Jugla 3 — Dārziņi-2). * № 18 — ул. Абренес — ул. Локомотивес — Дарзини-2(Abrenes iela — Lokomotīves iela — Dārziņi-2). * № 49 — Румбула — «Ман-Тесс»(Rumbula — «Man-Tess»)
. Троллейбусные маршруты:
* № 15 — ул. Вишкю (Кенгарагс-3В) — Латвийский университет (Višķu iela (Ķengarags-3V) — Latvijas Universitāte).
На данный момент маршрут является самым популярным в Риге, и очень частым графиком движений, 15-ый маршрут троллейбуса превосходит по количеству рейсов все маршруты города, у него даже расписания нету, на обеим конечных расписание этого троллейбуса написано «Интервал 3-5 минут», по выходным дням расписание реже.
Трамвайные маршруты:
* № 3 Югла — Торговый центр «Доле» (Кенгарагс). * № 7 ул. Аусекля — Торговый центр «Доле» (Кенгарагс). * № 9 «Алдарис» — Торговый центр «Доле» (Кенгарагс).
Железнодорожное сообщение (от станции «Рига-пассажирская») до станций:
* Яняварты * Даугмале (остановка) * Шкиротава (русск. Сортировочная).
Пешком можно перейти через Южный мост в Катлакалнс, а по пешеходному переходу через рельсовые пути возле ж/д остановки «Даугмале» — в район Шкиротава.
|
Сейчас на сайте |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|